Судопроизводство в арабском халифате

Государство и право Арабского халифата


Юридическое положение личности определялось вероисповеданием, поэтому существовали различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Позже их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом: они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию, когда халиф был одновременно главой духовной (иммат) и светской (эмират) власти.

Халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В результате становления государства

Характеристика судебной системы Арабского Халифата

К кади предъявлялись большие требования, которые были закреплены в Коране. Прежде всего, кади мог быть, как мы уже подчеркивали, только священослужителем.

На втором месте по степени важности стояло знание основ шариата. Только мужчины, обладающие хорошим слухом (так как процесс носил устный характер), знанием арабского языка, на котором был написан Коран и приятной наружностью (чтобы располагать к себе) могли занимать эту должность.

Так как кади не получал за свою работу жалованья, естественно, на эту должность мог быть назначен только представитель знати.

Правда, в порядке исключения, если претендент на эту должность был известным богословом, но бедным, ему назначали жалованье. Знание основ права в качестве требования для занятия должности кади указывалось в Коране на последнем месте! Кади самостоятельно осуществлял судебный процесс. В тоже время он мог по своему желанию привлечь к исполнению судебного разбирательства других священнослужителей в качестве советников.

Право Арабского Халифата

По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».

Фетва — письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

В дальнейшем по мере распространения ислама появились и другие источники права — указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и некоторые другие. Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений.

Рекомендуем прочесть:  Обороты в акте сверки

Но в то же время, наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.

Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном

Глава 14. Арабский Халифат

В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они тем не менее не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью.

В этих районах проживало большое количество обездоленных бедуинов.

Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь.

Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество.

И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.Возникновение новой религии — ислама — связано с именем Мухаммеда (около 570–632).

Источники и институты мусульманского права на примере судебно- правовой системы Арабского халифата

В Медине была образована мусульманская община, перестроившаяся в 20—30-е гг.

Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность.
VII в. в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и верховным судьей. Муджахиры и ансары консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из этой группы после смерти пророка стали выбирать новых вождей мусульман, четырех первых халифов («заместителей пророка»): абу Бакр, Омар, Осман, Али.
При них произошло политическое объединение Аравии и значительное территориальное расширение: Ближний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Северная Африка и Испания.

Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г. При третьем халифе Османе (644—656 гг.), вялом и бесцветном правителе, образовалась группа недовольных, партия шиитов, выступавших за наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда — алидам.

Арабский халифат и мусульманское право.

С первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям.

Арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского Халифата.

Центром ее становится город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Политический строй, сохраняя черты рабовладельческого, стал быстро приобретать черты феодализма. Большая часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне платили поземельные подати как наследственные арендаторы.

На новые земли переселилась значительная часть населения Аравии.

Государственное устройство Халифата представляло собой централизованную монархию. Халиф являлся духовным и светским главой государства. Соединение в одном

Судебная система Арабского Халифата

ислам мусульман аббасид суд Уникальный памятник письменности, сохранившийся до наших дней, — рукопись законоведа Абу Абдаллах Мухаммад б.

ал-Харис б. Асад ал Хушани «Книга о судьях» (Китаб ал-Кудат)4. Сочинение о кордовских судьях было создано в Испании, которая в результате мусульманского завоевания оказалась включенной в качестве провинции в состав Арабского Халифата.

На этой территории после государственного переворота, свергнувшего Омейядов, в 756 году возник независимый эмират во главе с одним из немногих уцелевших отпрысков свергнутой династии Абд ар-Рахманом I. В X веке, в период духовного расцвета ал-Андалуса, пробудилось стремление осмыслить свое культурно-историческое прошлое.
В столице Кордове была организована работа по разысканию, собиранию и письменной фиксации «следов минувшего», в результате чего возникли сборники о лицах разных профессий: знатоках хадисов, законоведах, судьях.

Арабский халифат

Право назначения судей сохранялось за халифами даже тогда, когда большинство светских и политических полномочий у них были от-няты султанами. Если кади был назначен не халифом, его права вы-зывали сомнение.

Наряду с обычными существовала должность вер-ховного кади. Первоначально, чтобы сделать должность судьи более независи-мой, жалованья им не полагалось.

В правление Аббасидов должно-сти стали платными и даже продавались.

Это было тем более воз-можно, что мусульманские юристы и правоведы относились весьма отрицательно к занятию должности судьи: это считалось недостой-ным, и приличия требовали от этого отказываться. С IX в. сложился один из самых своеобразных и не имеющих аналогии институт мусульманского судопроизводства — «постоян-ные свидетели». Поскольку право требовало принимать свидетельские показания только от лиц, пользующихся хорошей репутацией, кади вел список таких свидетелей, постоянно приглашая их на заседания суда.

Общественный и государственный строй Арабского халифата в период его наибольшего расцвета./VII-XI вв./ Судопроизводство в Арабском халифате.

Он являлся светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мохаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка — посланника. Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства.

При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мохаммеда Омаре, правившем в 634-644 гг., слово «диван» означало списки распределения доходов государства, а также место хранения этих списков).