Правовая основа деятельности избирательных комиссий

Оглавление:

Компетенция и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации


Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе власти 3.1 ЦИК России во главе избирательных комиссий 3.2 ЦИК России в системе разделения властей Заключение Список использованной литературы Введение Конституционные реформы конца 1980-х годов, затронули в первую очередь избирательную систему. В 1988 году была сформирована ЦИК по выборам народных депутатов СССР, а в 1989 году — ЦИК по выборам народных депутатов РСФСР с пятилетним сроком полномочий.

Впоследствии на неё были возложены полномочия по проведению референдумов СССР и РСФСР в 1991 году, выборов Президента РСФСР в 1991 году, референдума РФ в 1993 году. В сентябре 1993 года Президент Российской Федерации распускает и упраздняет Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации и назначает на 12 декабря выборы в Государственную Думу.

Вскоре Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам

Теоретико-методологическая основа изучения взаимодействия избирательных комиссий с населением

Они являются внутренними характеристиками данной системы. Рудаков М.Ю. «Правовой статус избирательной комиссии», Москва, 2008 Компонентами правового статуса избирательных комиссий являются:

  1. — обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для определенных субъектов избирательного процесса;
  2. — финансовые и материально-технические государственные и муниципальные гарантии деятельности комиссий;
  3. — полномочия (права и обязанности) комиссий.
  4. — правила формирования избирательных комиссий;
  5. — самостоятельность избирательных комиссий от органов власти и самоуправления, невмешательство представительных и избирательных органов государственной власти в деятельность комиссий;

Если говорить о современном состоянии избирательных комиссий в Российской Федерации, то можно утверждать, что для комиссий нижнего уровня (участковых, территориальных) по-прежнему сохраняет актуальность.

Компетенция и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

В 1988 году была сформирована ЦИК по выборам народных депутатов СССР, а в 1989 году — ЦИК по выборам народных депутатов РСФСР с пятилетним сроком полномочий.

Впоследствии на неё были возложены полномочия по проведению референдумов СССР и РСФСР в 1991 году, выборов Президента РСФСР в 1991 году, референдума РФ в 1993 году. В сентябре 1993 года Президент Российской Федерации распускает и упраздняет Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации и назначает на 12 декабря выборы в Государственную Думу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации»

Тема 3.

Вскоре Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу, а впоследствии возлагает на неё полномочия по проведению выборов в Совет Федерации и всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации.

Статус и полномочия УИК

Число членов УИК с правом решающего голоса устанавливается ТИК, формирующей УИК, в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

Правовая основа организации и деятельности УИК.

Члены УИК с правом совещательного голоса назначаются зарегистрированными кандидатами. Председатель УИК: созывает заседания комиссии и председательствует на них; распределяет между членами комиссии обязанности для организации работы по исполнению ее полномочий и по принимаемым решениям; обеспечивает информирование вышестоящей избирательной комиссии о времени проведения заседания комиссии; представляет УИК в отношениях с государственными органами, должностными лицами, избирательными объединениями, органами местного самоуправления, избирателями, а также в судебных органах;

Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации

Особое место, во главе угла занимает Центральная избирательная комиссия.

Председатель УИК назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности соответствующей ТИК, формирующей УИК. УИК из числа ее членов с правом решающего голоса избирает тайным голосованием заместителя председателя и секретаря УИК.
При организации современных выборов, важнейшую роль занимает взаимодействие избирательных комиссий при проведении выборов, как органа с особым статусом, цель которого, подготовка и проведение выборов. Главная цель, это обеспечение избирательных прав граждан, обеспечение безопасных и прозрачных избирательных кампаний.
Актуальность данной темы, состоит в необходимости исследования спорных ситуаций и пробелов в области избирательного права, а также неопределенности в вопросах издания и толкования нормативных актов Центральными избирательными комиссиями.

Требует анализа также ряд проблем, связанные с ролью населения страны в формировании государственной власти и недоверии к честности проведения выборов, вопросы взаимодействия государственных органов с избирательными комиссиями в вопросах проведения избирательных кампаний.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: правовые основы, порядок формирования и полномочия.

Участковые комиссии (УИК) ЦИК России, ИКС РФ, ТИК и ИКМО действуют на постоянной основе и представляют собой профессиональную компоненту системы избирательных комиссий.

Избирательные комиссии не образуют централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в РФ. Структура и полномочия избирательных комиссий предопределяются уровнем и видом выборов и устанавливаются соответствующим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Таким образом, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента РФ.

Полномочия комиссий по обеспечению реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме

§ 4. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования и организация работы

При этом нам представляется вполне правомерным включение в состав легального определения избирательных комиссий указания на их правозащитные функции. В то же время возможны и иные подходы, учитывающие многоас- пектность правового статуса и практической деятельности избирательных комиссий в современных условиях.

Так, можно было бы скорректировать определение данного правового института и обозначить его как систему государственных и муниципальных коллегиальных избирательных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов и референдумов, реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Определение избирательных комиссий как избирательных органов, образующих интегрированную систему, созвучно подходам, выработанным относительно этого правового института в международном праве (см. далее). Статья 20 рамочного Федерального закона предусматривает

Глава 1.

Теоретико-правовые основы деятельности территориальных избирательных комиссий

Это порождает массу коллизий в процессе реализации избирательными комиссиями своих функций.

Обратимся к легальному определению избирательной комиссии. В соответствии с пунктом 21 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г.

№ 67-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

(в редакции от 03.04.2017г.) (далее – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») избирательная комиссия является коллегиальным органом, формируемым в порядке и сроки, которые установлены законом, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение выборов. Данное определение не проясняет того, к какой ветви власти относятся избирательные комиссии.

Более того, данная законодательная дефиниция вообще не содержит указания на принадлежность избирательных комиссий к государственным органам.

Большинство

1.1. Основы правового статуса избирательных комиссий

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.