Орфоэпия правила произношения звуков несколько правил

Орфоэпия правила произношения звуков несколько правил

§ 29. Основные правила русской орфоэпии и их изменения.


Во-вторых, то, что прилагательные и причастия с основой на твёрдые согласные в им.-вин. падеже ед. числа муж. рода имеют окончание [-ді], а с основой на мягкие — /*-«/: [krasmi], [gromkdi], [strogdi], [t’ixdjj, [Vub’imdi], [byjsdi], [myUi] и [mAguc’bi], [s’p’ds’ibi].

В-третьих, то, что в глагольном суффиксе многократности после твёрдых, в частности заднеязычных, произносится [д]: [smdtdvdt], [s’t’agdvdt], [smdxdxdt1]. В-четвёртых, то, что окончания и суффиксы с гласными после мягких в заударных слогах падежных форм выравниваются по образцу окончаний с гласными после твердых: [роѴд], [piatjd] — как [said] в им.-вин.

падеже ср. рода ед. числа; [рдГьт], [piatjdm] — как [sahm] в твор. падеже ср. и муж. рода ед. числа; [гйс’дк], [клр ’ё]дк] — как [n’itdk] в род.

падеже жен. рода мн. числа. В-пятых, то, что возвратный аффикс глаголов имеет твёрдый [s]: [b/gus], [vz’fisa]. (Подробнее об этих формах см.

в разделе «Морфология».)

По правилам орфоэпии

Включают сюда и вопросы ударения и интонации, имеющие важное значение для устной речи. С петлёй или с пе?тлей? На вопрос, заданный в заголовке, все ответят по-разному.

Одни произнесут с пе?тлей (что считается нормой, закреплённой в большинстве словарей), а другие — (и их большинство) — с петлёй. Чаще всего колебания в ударении объясняются наличием двух произносительных вариантов — книжного (традиционного) и разговорного: ке?та — кета?, творо?г — тво?рог и др.

Трудности русского ударения связаны, как известно, с двумя его особенностями.

Во-первых, оно разноместно, не связано с определённым слогом в слове, как в некоторых других языках. Во-вторых, оно подвижно, т.е. может переходить с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) слова. Вряд ли нужно напоминать, что навыки правильно ставить ударение являются существенным элементом речевой культуры.

Лекция «Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного произношения»

При более широком понимании орфоэпии к ней относят и нормы образования отдельных грамматических форм. М.В. Панов считает, что целесообразнее рассматривать в орфоэпии только те случаи, когда возникают варианты звуковой реализации фонемы.

Например, одни говорят двое[ч’н’]ик, другие – двое[шн’]ик, а орфоэпия должна дать рекомендации для правильного употребления.

Этим, считает исследователь, орфоэпия отличается от фонетики, которая рассматривает регулярные фонетические изменения звуков в потоке речи. Так, например, к фонетике, а не к орфоэпии должны относиться, с точки зрения М.В.

Панова, нормы произношения глухих согласных на конце слова, лабиализация согласных перед [о], [у], поскольку, например, произношение звука [с] в словах мороз, гроз не знает исключений. В обычном общении часто отступают от литературного произношения. Источником этого нередко становится родной говор (диалектное произношение, например: [г]ород).

Орфоэпические нормы русского языка: таблица, примеры

И если этот уровень не будет должным образом развит, то выводы будут неутешительными.

Рекомендуем прочесть:  Аршавин зарплата в арсенале

Это особенно повредит на деловой встрече, официальном визите или собеседовании при устройстве на работу.В нашей орфоэпии существует деление нормы на:

  1. «младшую», которая отражает только произношение, принятое в современной литературной речи.
  2. «старшую», которая сохранила старомосковские особенности произношения звуков, их сочетаний, отдельных слов;

Сегодня орфоэпические нормы русского языка необходимы не только для общения и карьерного роста, но и для успешного окончания школы. Курс орфоэпии входит в обязательную программу изучения, хотя он и не включен в задания ЕГЭ и ГИА.В данной науке выделяются следующие разделы:

  1. произношение звуков (гласных и согласных);
  2. употребление иностранных слов.
  3. произношение отдельных морфем;
  4. произношение имен и отчеств;

Основные орфоэпические нормы русского языка регулируют главным образом функционирование звуков.

Билет 7.Орфоэпическая норма: произношение гласных, согласных и их сочетаний.

Фонетические законы и орфоэпические правила. Благозвучие речи

В редких случаях [ыэ] произносится и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин. 2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ|: часы.

Это так называется «иканье». Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. «Эканье» характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы – устаревшее, ч[а]сы – диалектное.

3. Согласные [ц], [ж], [ш] – твердые звуки, после них на месте буквы и произносится [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.

4. В немногих словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русской орфоэпической нормы, в безударном положении произносится ослабленное [о], т. е. без редукции: ради[о]. Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [о] в «обрусевших» книжных словах (соната, новелла) тоже не желательно, так как придает произношению просторечный оттенок.

§ 27. Главнейшие орфоэпические правила Гласные звуки


Например: модерато, отель, какао и др.

Слова, давно утвердившиеся в русском языке, произносятся согласно общим правилам: октава [актава], олимпиада [ал’имп’иада], организм [арган’йзм] и т. д. После твердых согласных

  • Гласные а и о в слоге, который непосредственно предшествует ударяемому (такой слог называется первым предударным), после твердых согласных произносятся тоже как а: вода [вада], сады [сады], квартал [квартал].

В остальных безударных слогах вместо а, о после твердых согласных произносится звук, похожий на ы. Условно его можно обозначить ъ.

Например: голова [гълава], хорошо [хърашо], набирать [нъб’ират’].

Тот же звук, похожий на ы, произносится вместо а и о во всех заударных слогах (т.

е. таких, которые находятся после ударного).

Например: жаворонок [жавърънък], выдача [выдъча]. Примечание. В отдельных иноязычных словах на месте буквы о и в предударных и в заударных слогах произносится [о].

Ваше право

В безударном положении наблюдается некоторое сокращение длительности звучания гласных звуков и стирается рельефность их акустического рисунка (менее чёткое произношение).

С ударениями в начальной форме слов можно справиться путём их запоминания (нужно чаще «читать» орфоэпические словари), для определения места ударения в производных формах слов (блúна или блинá) существуют свои правила: Большинство односложных (состоящих из одного слога) имён существительных мужского рода в формах косвенных падежей имеют ударные окончания (блин – блинá – блинáм, конь – конéй — коня¢ и т.д.), однако в некоторых словах в форме родительного падежа единственного числа возможны два варианта ударения (гуся¢ и гýся, груздя¢ и грýздя, жезлá и жéзла, плутá и плýта, прудá и прýда и т.д.).
У существительных женского рода 1-го склонения в большинстве форм косвенных падежей единственного числа ударение падает на окончание (веснóй – веснé – веснý, бронёй – бронé – бронú и т.д.), однако некоторые существительные женского рода с окончаниями на -а, -я в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение на основу (бóроду, гóру, дóску, зéмлю, зúму, пóру, спúну, стéну, цéну, щёку и др.), а в ряде слов возможны два варианта ударения: бóрону и боронý, рéку и рекý, кéту и кетý.

Понятие об орфоэпии

— первая цель для того, кто хочет стать уважаемым деловым человеком.

Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Известно немало случаев, когда гласные и согласные в разговорной речи меняются с глухих на звонкие, и наоборот. Например, произносят муз[э]й, а следует говорить муз[е]й, или компьютер с мягким [т] вместо твердого.

Немало случаев неверно поставленного ударения. Всё это искажает речь, делает её звучание некрасивым. Наиболее характерно это для людей старшего поколения, которое росло и воспитывалось в период, когда интеллигентные, образованные люди отвергались обществом, а в моде был слегка исковерканный разговорный язык.

Правила произношения орфоэпии призваны исправить ситуацию и помочь всем современным людям (а не только литераторам и педагогам) говорить на красивом языке. И не допускать ошибок в произношении.

Орфоэпические нормы русского языка.

Человек, допускающий орфоэпические ошибки, может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже – негодование и раздражение.

С другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего. Итак, рассмотрим основные правила идеального литературного произношения.

Чётко и явственно в русском языке произносятся только те гласные, которые находятся под ударением. Произношение других звуков в слове регулируется законом редукции (лат. reducire – сокращать). Этот закон объясняет менее четкое и ясное произношение безударных гласных в слове.

Рассмотрим проявление закона редукции. Звуки [о] и [а] произносятся, как [а] в случае, если они находятся в начале слова, но в безударном положении: д[а]рога, [а]лень, [а]гонь.