Оглавление:
- Учение Аристотеля о государстве и его современное значение
- Частная собственность у Аристотеля
- Концепция Аристотеля.
- Аристотель о рабстве, семье и собственности.
- Аристотель о семье, рабстве и собственности
- Глава iii. собственность
- Право в политической теории Аристотеля
- Глава iv. разногласие во взглядах аристотеля и платона
Учение Аристотеля о государстве и его современное значение
Когда граждане богаты, это соответствует общему благу. Общая собственность противоестественна.
Общий интерес ничейный интерес. Общее имущество не дает стимулов к производству, она содействует лени, ею трудно управлять, она развивает стремление воспользоваться результатами чужого труда. Аристотелевская критика коммунистической идеи и апология частной собственности сохраняет значение и по сей день.
Это перекачка готовых ценностей.
Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а плоды ее использовались для общего блага.
Частная собственность у Аристотеля
Это же касается и политической деятельности — сохранение установившегося строя зависит от того, насколько государство сможет обеспечить превосходство своих сторонников над теми, кто не желает сохранить существующий порядок. Еще несколько описаний идеального полиса Аристотеля. Полития — наилучшее государственное устройство для счастливой и блаженной жизни.
На уровне практической жизни, для государственного общения необходим досуг, внешние блага, богатство, власть, а также определенные личные качества — мужество, мудрость, здоровье, справедливость и т.д. В государство объединяет только полноправных, свободных граждан. Он отрицает гражданские права для тех, кто не самодостаточен, не обладает досугом, чтобы вести блаженную жизнь (ремесленники и крестьяне).
Все граждане знают друг друга.
Концепция Аристотеля.
Он исходит из того, что в государстве, по отношению к имущественному благосостоянию, имеют место диаметрально противоположные свободнорожденные элементы, противостоящие друг другу: очень зажиточные (меньшинство) и крайне неимущие.
Оно достигается, прежде всего, на основе
Аристотель о рабстве, семье и собственности.
Члены всех варн в принципе свободны, т.
к рабы – вне варн. Но сами варны и их члены – неравноправны: две первые варны – господствующие, две другие (вайшьи и шудры) – подчинённые.
Основные положения: 1. Многобожие. 2. Закон кармы (учение о переселении душ).
5. Обосновывалось неравенство людей. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной.
Переход в высшие варны разрешался только после смерти, как награда за служение богам, терпение и покорность. 6. Наказание и принуждение как средства, обеспечивающие кастовые предписания.
Аристотель о семье, рабстве и собственности
Было интересно изучить именно его мнение о незыблемых ценностях- семье, собственности. Узнать его отношение к не менее важному в то время явлению- рабству. В данной работе я постараюсь донести мысли и соображения Аристотеля о семье, рабстве и собственности.
Прочитав множество работ авторов, которые посвятили огромное количество времени изучению трудов Аристотеля, я все- же подробно остановилась на трудах самого мыслителя и очень была поражена стилем написания и логикой мысли.
Глава iii. собственность
Сама природа дарует всем по достижении полного развития такую же собственность, какую она дает им сразу при их возникновении. У детенышей животных , например, это материнское молоко. Соответственно, получается что, растения существуют ради живых существ, животные — ради человека (домашние животные дают людям мясо, молоко, шерсть и т.д.) Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать ,что она создает все выше упомянутое ради людей.
То есть, один из видов искусства приобретения является по природе своей частью науки о домохозяйстве, и мы должны допустить, что, либо он существует сам по себе, либо существование его обеспечивается теми, кто занят накоплением средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины.
Существует другой род искусства приобретения, который называют искусством наживать состояние. При рассмотрении данного искусства следует следующее, предмет имеет два вида пользования.
Право в политической теории Аристотеля
Естественное право – везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или не признания его, оно адекватно природе человека и выражает вытекающие из нее политические требования и представления о справедливости и человеческих взаимоотношениях.
Условное право — установлено людьми. Хотя область права (понятие о справедливости и праве) изменчива, но только в определенной степени, поскольку она формируется в результате всеобщего соглашения.
«Первоначально оно могло быть тем или иным, но раз было определено, то безразличие прекращается»
. В последующей традиции условное право стало называться позитивным (или положительным) правом, которое сводится к установлениям закона. Аристотель различает писанные и неписанные законы (понимая под ними правовые обычаи, обычное право).
Естественное и условное право различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер.
Аристотель (Aristotel, 384-322) о статусе человека и гражданина, о роли собственности для сохранения стабильности общественных и политических отношений. Основные тезисы
Размер земельной собственности должен быть таким, чтобы можно было жить благоразумно, жить в довольстве, как подобает свободнорожденному человеку.
Платон допускает пятикратное увеличение собственности для правящих по сравнению с управляемыми. Почему не применить то же самое до известного предела и по отношению к земельной собственности?
Не принесет ли ущерба хозяйству владение каждым гражданином двумя отдельно лежащими участками для строений: ведь жить на два дома — в Афинах и у моря — трудно.
Устанавливая норму собственности, нужно также определить и норму для числа детей, иначе, по мнению Аристотеля, закон о равенстве наделов неминуемо утратит свою силу, многие из богачей превратятся в бедняков и будут, видимо, стремиться к изменению порядков. Уравнение собственности имеет значение для государственного общения — это сознавали многие древние законодатели.
Но еще не достаточно уравнять собственность, следует стремиться к установлению умеренной собственности для пользы всех.
Глава iv. разногласие во взглядах аристотеля и платона
Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа, Спевсиппа, Амикла и других, кого он отличал всяческим образом, в частности, разрешением, принимать участие своих философских беседах». В это время как явился к нему Аристотель, он уже приобрел привычку иметь дело с учениками безусловно поддававшимися его влиянию.
В Аристотеле для него было нечто совершенно новое, что его неотразимо влекло и в то же время глубоко отталкивало. Пытливый и в высшей степени живой ум Аристотеля приводил его в восторг своей широтой, но ему не нравилось, что он направлен был на изучение действительности.
В то же время он чувствовал себя бессильным изменить это ненавистное ему направление ума своего ученика. Это было небольшое описание отношений мыслителей друг к другу. Что бы сравнить взгляды этих философов, надо вспомнить о мыслях Платона.